+79960027341
Время работы: будни с 8.00 до 17.00
Заказать звонок

Глиссер – маломерное судно

Слово «скользить», переведенное на французский язык, послужило названием для небольших судов — глиссеров. Их принято классифицировать по различным критериям.


Общие особенности


planing-boat7.jpg

Глиссер представляет собой судно небольшого размера, развивающее высокую скорость. По внешнему типу может напоминать следующее плавсредство:


  • Лодку. Показывает хорошую устойчивость, подходит для водоемов с течением.
  • Плот. Пустотелое судно небольшого веса, больше подходящее для использования в спокойной воде.

Ключевая особенность глиссера заключается в способности двигаться по воде по принципу скольжения.

В отличие от многих плавсредств, движение глиссера обусловлено не архимедовой, а гидродинамической силой. Она не является постоянной величиной, а увеличивается по мере ускорения. В результате судно приподнимается из воды и держится на ней. Рост сопротивления при этом происходит значительно медленнее.

Достижение максимально эффективной гидродинамической силы в случае с глиссером становится возможным благодаря особой конструкции.


Дно имеет плоскую форму, которая обеспечивает небольшую осадку. Проекты других речных судов с небольшой осадкой вы можете посмотреть здесь. Она становится возможной за счет увеличения давления на днище при наборе скорости.

Другая конструктивная особенность — широкий корпус, характеризующийся малой килеватостью и наличием тупой кормы, острых скул. Данная форма способствует снижению сопротивления при движении.


Преимущества глиссирующего судна


planing-boat2.jpg

Судно, движущееся по принципу глиссирования, характеризуется определенными преимуществами:


  • Доступностью для мелководья. За счет небольшой осадки такое судно зачастую является единственно возможным плавсредством на малой глубине.
  • Экономичным расходом топлива. Благодаря незначительной погруженности в воду и отсутствию необходимости бороться с большим сопротивлением при малом расходе топлива гарантируется высокая скорость хода.
  • Наряду с преимуществами у глиссера есть и недостатки. К ним причисляют следующие моменты:
  • Наличие плоского дна. Оно плохо переносит ударную нагрузку волн, разрушающую корпус судна и вызывающую дискомфортные ощущения у пассажиров.
  • Мореходные качества, неподходящие для средних и крупных водоемов. Глиссер идеально подходит лишь для водных прогулок по небольшим водоемам, где волны образуются в минимальном количестве.

Выход в большой водоем или открытую акваторию на глиссере становится возможным при условии переменной килеватости. Носовая часть должна иметь V-образную форму, позволяющую преодолевать многочисленные волны. Кормовая часть должна быть плоской, но не на 100%. В противном случае угол рыскания увеличиться, судно начнет водить в стороны. Его устойчивость станет значительно меньше. Резкие развороты выполнить будет невозможно.


planing-boat1.jpg

Режимы глиссирования


Классифицировать глиссеры принято по разным признакам. Один из них — режим глиссирования.

Первый режим — водоизмещающий — считается самым экономичным. Для него характерны следующие особенности:


  • Невысокая скорость (зависит от мощности двигателя).
  • Максимально возможная осадка.

При водоизмещающем глиссировании плавсредство удерживается на воде исключительно благодаря выталкивающей силе. В ходе движения глиссера в таком режиме образуются волны.


Второй режим — переходный. При движении в данном режиме имеет место наклон судна на корму. Образуются поперечные волны большого размера. Для их преодоления двигателю требуется больше энергии. Расход топлива возрастает. Максимальная скорость движения составляет 18 км/ч.


Третий режим, в котором может двигаться глиссер, получил название спортивный. Он характеризуется как высокоскоростной. Подразумевает быстрый поверхностный ход судна при минимальном сопротивлении и незначительном расходе топлива.


Поддерживать спортивный режим движения способны не все глиссеры, а лишь те, которые имеют следующие особенности конструкции:


  • Днище плоской формы.
  • Правильно расположенный центр тяжести.
  • Небольшой вес (вместе с двигателем и прочими приспособлениями).
  • Прочный обтекаемый корпус.

Еще одно условие для выхода в спортивный режим глиссирования касается выступающих элементов плавсредства. В той части, которая находится под водой, они должны присутствовать в минимальном количестве. Иначе сопротивление при движении судна будет большим.


Тип винта


В конструкции глиссера имеется специальный винт, определяющий эффективность плавсредства. Он может быть воздушным либо водяным.

Первый вариант хорош для мелководных водоемов и бурных рек. Однако на небольшой скорости он демонстрирует невысокий КПД. При наличии такого винта необходимо высоко устанавливать мотор с воздушным охлаждением и использовать цепные передачи.

Водяной винт подходит для судов, оснащенных авиационными двигателями, которые адаптированы для лодок.


Количество реданов


На дне глиссера имеются ступенчатые выступы, называющиеся реданами. По их количеству выделяют следующие разновидности плавсредств:


  • Однореданные. По характеристикам аналогичны водоизмещающим мотолодкам с широкой срезанной кормой и плоским дном.
  • Двухреданные. Способны набирать большую скорость, чем однореданные.

Существуют также глиссеры многореданного типа. Они имеют вид легких пустотелых плотиков прямоугольной формы.


Заказать консультацию

Мы находимся тут
Написать нам
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами